Вы здесь

Профилактика подросткового суицида

Вопрос профилактики детских суицидов становится особенно актуальным в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте, где лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, а остальные 90% - это крик о помощи.

  • Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя:
  • суицидальные покушения (суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента);
  • суицидальные попытки (демонстративно-установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта);
  • суицидальные проявления (мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни).

ФАКТОРЫ РИСКА

Личностные факторы:

  • желание выразить протест через суицид (крик о помощи);
  • желание отомстить, наказать обидчика (одноклассники, учителя, родители);
  • избегание – человек хочет избавиться от страданий (чаще всего выдуманные страдания)

Перечисенные факторы могут возникать у детей, к которым очень завышены определенные требования (требования как родителей, так и самих учащихся к себе), также при высокой степени ответственности ребенка.

Специфика представлений смерти у детей такова, что у них не сформировано представление, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.

Самоубийство – это всегда аутоагрессивность, то есть агрессия, направленная на себя, на саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций.

Рекомендуется обратить внимание на :

  • детей, перенесших заболевания или черепно-мозговые травмы (получение данной информации у школьного врача);
  • чувствительных, неуверенных, импульсивных, замкнутых детей (восприятие ребенком конфликта);
  • детей с аутоагрессивным поведением – покусывание, пощипывание ребенком себя;
  • детей, склонных к самообвинению (ребенок часто называет себя «идиотом», «дураком»,«уродом» и т.п.);
  • то, что смотрит по телевидению и что читает ребенок (какие у него есть любимые герои). Просмотр передач может спровоцировать на агрессивные действия, т.к. психика младшего школьника сформирована слабо.
  • высказывания примерно следующего содержания: «Мне все надоело», «мне надоело жить в таких условия», «лучше не жить, чем жить с вами» (последняя фраза – это особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу).

Любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как действие, опасное для его жизни и здоровья.

Семейные факторы

Проблема жестого, невнимательного отношения играет немоловажную роль в принятии решения ухода из жизни:

  • ребенку сложно оказать сопротивление и защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей, в силу возрастных особенностей.
  • часто причиной недовольства родителей своими детьми – неудовлетврение учебной деятельностью ребенка (как следствие, подзатыльники, ругань, избиение).

Подобное обращение может развить у ребенка депрессию или прямо противоположное поведение, а именно:

прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность;
проявляет грубость, агрессию;
не делает домашних занятий, может прогуливать школу, уходить из дома и т.д.

Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная «маска» депрессии у детей и подростков.

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:

  • организовать своему ребенку щадящий режим дома и в школе;
  • переговорить с педагогами, чтобы они временно снизили учебные требования к ребенку;
  • посетить психолога;
  • окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;
  • побаловать своего ребенка его любимыми блюдами;
  • стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

При затяжном депрессивном состоянии обязательна консультация психотерапевта или невролога и медикаментозная терапия.

Школьные факторы:

  • конфликтные отношения с учителями;
  • проблема признания сверстниками;
  • давление со стороны референтной группы (группы, по отношению, к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников;
  • частая смена учебного заведения (потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).

Подход педагогов к таким детям должен быть обдуманным, т.к. неосторожное слово может стать для ребенка дополнительным точком при осуществлении суицидального намерения!

Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с учащимися группы риска суицидального поведения.

  1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними помогают оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
  2. Профилактическая работа педагогического персонала – создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей детям адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
  3. Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных ценров для детей, центров экстренной помощи, «телефон доверия». Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть анонимным.
  4. Просвещение родителей по вопросам детского развития, возрастной спецификии необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
  5. Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников. Умение педагога рабтать с классом, как с социально-психологической группой, позволяет выявлять характер неформального общения в классе и вовремя осуществлять педагогическую коррекцию негативных тенденций.

Видео: 

Профилактика суицида и предотвращение попыток и мыслей о самоубийстве всегда являлась одной из серьезных задач в любом обществе. Понимание причин этого явления и особенностей отдельных стран и регионов становится особенно актуальным. Однако, наибольшая часть исследований проведена на западной, в первую очередь, североамериканской выборке. Изучение этой проблемы в других культурах, не западного типа, проводится гораздо реже. Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/psynews/25620.shtml
Про подростковые суициды в России много говорят. Часто преувеличивают факты. Но проблема действительно острая. Несмотря на все попытки некоторых "экспертов" раздуть цифры, статистика детских и подростковых суицидов в России падает.

Категория: 

 

Внеурочная деятельность

Строевая подготовка

Общая физическая подготовка

Огневая подготовка (лазертаг)

Интерактивный тир

Фехтование

Единоборства

Спортивные секции

 

Мероприятия

Родительские собрания

Социально-значимые акции

Кадетские слёты